Важным направлением современных исследований в России и мире является осмысление роли человека в технологической трансформации, его миссии и места в цифровом мире, а также определение новых требований к знаниям, навыкам, компетенциям, технологиям обучения.
Нередко инициатором исследований выступает бизнес, который активно «включен» в процесс технологических изменений, обеспечивает занятость миллиардов людей, постоянно ищет пути повышения конкурентоспособности, в том числе в части использования человеческого потенциала. При этом речь идет не только о человеческом капитале, но и о более широком контексте человеческой личности – культурном капитале, созидающем основы для творчества в самых разных формах и сферах. Растущий спрос на творчество актуализирует изучение процессов познания, функционирования эмоционального интеллекта, когнитивных механизмов и технологий, методов обучения, а также возникающих возможностей и угроз цифровой среды.